?

Log in

No account? Create an account

Интервью с игуменом афонского монастыря

Что может помешать монаху достигнуть цели его жизни? О современных технологиях, обновлении Церкви и социальном служении

Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с архимандритом Парфением (Мурелатосом). Старец Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, – один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников.

Архимандрит Парфений (Мурелатос). Фото: А.Поспелов/Православие.Ru
Архимандрит Парфений (Мурелатос). Фото: А.Поспелов/Православие.Ru
- Что может помешать монаху достигнуть цели его жизни? Сейчас всёбольшее распространение получают новые средства коммуникации иинформации (интернет, мобильные телефоны, телевизор). Насколько уместны такие вещи в современных обителях? Что вы думаете о проблеме обмирщения?

- Современные технологии, которые гонятся за нами по пятам, оказывают негативное влияние на духовную жизнь монаха. Мы знаем из нашего Предания, как жили древние иноки, как они подвизались в пещерах, пустынях, монастырях… Главное для посвятившего себя Богу монаха – жить простой, мирной, нестяжательной жизнью. Именно нестяжательство оживотворяет монаха и придает ему духовные силы.

В современных условиях произошла путаница. Причем и в жизни мирян и в жизни монахов. На нас всех без исключение оказывает воздействие сложившееся положение.

Интернет сам по себе – вещь хорошая. Но пользу он приносит немногим, а вред – огромному числу людей.  

Современные технологии застали нас врасплох, поработили и мы стали похожи на птичье перо, которое ветер носит куда ему заблагорассудится.

По большому счету ни стационарные, ни мобильные телефоны, ни интернет не полезны для монахов.

В основе иноческой жизни должны лежать нестяжание, послушание и терпение. Только с их помощью монах сможет достичь своей цели. Со смирением и страхом Божиим сможет стать совершенным.

- Сейчас можно часто слышать разговоры о необходимости обновления Церкви. О том что «мы живём в другое время, чем Святые отцы», «их советы уже не актуальны», «для нашего времени необходимо новое понимание христианства», «Предание устарело». Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Это неправильно. Предание живо и актуально всегда. «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки»[1]. Не Господь меняет Церковное предание, а сами люди хотят это сделать, чтобы им было легче оправдывать свои грехи. Мы не хотим жить по Писанию и придумываем для этого своё собственное мирское «евангелие».

Когда я пришел на Святую Гору Афон, в нашем монастыре не было телефона. Я писал один-два раза в год письма родителям и они писали мне в ответ. Это было живое общение и его было вполне достаточно.



- Расскажите о роли духовного отца в жизни христианина. Многие православные сегодня не имеют постоянного духовного руководителя и стараются строить своё спасение только основываясь на духовной литературе.

Исповедаться все время у разных священников неправильно и вредно. Конечно, духовники могут отличаться друг от друга: один может быть мягче – другой строже. Но осуждать их (говорить, что подход одного правильный, а другого нет) мы не имеем права.

Монастырь св.Павла. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru
Монастырь св.Павла. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru
Святые отцы оставили нам свод соборных канонических установлений. Эти каноны были актуальны во времена, когда были написаны, актуальны сейчас и будут актуальными до скончания века. Но в то же время Церковь оставила духовникам определенную свободу в определении меры наказания для грешника и смягчении того наказания, которое он должен был бы понести согласно Священным Канонам.

Каждый христианин должен иметь постоянного духовного руководителя. Нельзя ходить то к одному, то к другому священнику, говорить одному – одно, другому – другое. Если по каким-то причинам человек хочет посетить какого-то другого старца или духовника, он сперва должен взять на это благословение у своего духовного руководителя. Иначе наступит хаос и возникнет реальная опасность для духовной жизни.

- В какой мере монастыри должны помогать миру материально? Расскажите, в какой пропорции социальное служение должно сочетаться с духовным приношением миру?

- На территории монастыря ни в коем случае не должно быть ни детских приютов, ни школ. Невозможно, чтобы под одной крышей находились дети и монахи, давшие обет безраздельно посвятить себя Богу. Подобные вещи запрещены Святыми Отцами.

Да, при монастыре может быть школа. Но находиться она должна не на территории самой обители.

Монастырь предназначен для монахов. Не должно быть в нём ни детей, ни стариков, ни женщин.

Когда монах приходит в обитель он поступает в послушание своему игумену. Он не должен покидать монастырь и разъезжать по миру. Существуют только две уважительные причины на основании которых монах может уйти из своей обители: если игумен еретик или в нём проживают малые дети.

В идеале во всех монастырях должен быть аватон[2]. В мужских обителях не должны проживать и работать женщины.

Как спасаться, если жизнь в монастыре далека от святоотеческих идеалов?

- Когда человек имеет страх Божий – он может спастись и в таких условиях. Достаточно будет, если он найдёт в себе силы не осуждать. «Не судите да не судимы будете»[3]. Эти евангельские слова обращены к нам всем: и к монахам и к мирянам.

Неосуждение – это наивысшая добродетель.

Человек, который судит патриархов, епископов, ближних, целые народы – демонстрирует этим свой внутренний духовный беспорядок и поврежденное состояние.

Суд нужно оставить Богу. Только он может воздать каждому по-справедливости.

Продолжение следует.


[1] Евр. 13, 8.

[2]Аватон [греч. ἄβατον - место, куда нет прохода], термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц в монастырь во избежание соблазна (см. 1 Кор 10. 32-33; VII Всел. 18, 20). Этот запрет берет начало от устроителя монашеской жизни прп. Антония Великого, предписывавшего монахам в 10-м прав.: «Не позволяй, чтобы к тебе приближалась женщина, и не допускай, чтобы она ступала в твое жилище, так как вслед за ней идет гнев». В наше время аватон сохранился в некоторых православных монастырях, в том числе и во всех обителях на Святой Горе Афон. В более мягкой форме аватон действует во многих современных православных мужских монастырях, на территории которых запрещается проживание женщин и их работа на кухне и других монастырских послушаниях.

[3] Евангелие от Матфея. 7,1-5.

Смотри также:

Иеромонах Лука Григориатский . Иисусова молитва. Послушание. Женские монастыри. Восточная медицина
Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем очередную часть беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой.

Старец Паисий Святогорец. «Азбука спасения»
12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.

Старец Иосиф Ватопедский. «Духовный алфавит»
Афон. Беспопечение. Война. Гордость. Добродетель ... Христос. Церковь. Человек. Я.




Comments

September 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com